Закони про інновації будуть систематизовані

 

В помещении президиума Национальной академии правовых наук Украины состоялась Всеукраинская научно-практическая конференция “Проект Инновационного кодекса Украины как новый этап развития нормотворення в инновационной сфере”. Дискуссия была посвящена презентации проекта Инновационного кодекса Украины, разработанного совместно Национальной академией правовых наук Украины Научно-исследовательским институтом правового обеспечения инновационного развития НАПрНУ и Національним университетом “Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого”.

Предложенный проект Инновационного кодекса Украины (дальше – Кодекс) является результатом выполнения распоряжения Администрации Президента от 23.06.2010 г. № 31-01/212 относительно создания рабочих групп из разработки проектов нормативно-правовых актов направленных на выполнение программы Президента Украины относительно реализации социально-экономических и правовых реформ, в том числе группы из разработки проекта Кодекса.

На первом этапе специально созданной для этого рабочей группой, руководителем которой стал проректор из научной работы Национального універ¬ситету “Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого” А. Гетман под непосредственным руководством заведующего кафедры хозяйственного права университета Д. Задихайла был проведенный анализ состояния законодательного регулирования инновационной сферы в Украине и структуры отечественного законодательства в этой отрасли выявление позитивных и негативных аспектов применения с целью определения оптимальных путей его усовершенствования. Предыдущие результаты отмеченной деятельности были предметом обсуждения на научно-практической конференции “Актуальные вопросы   модернизации   инновационного законодательства Украины”, которая состоялась в 2010 г. также в Харькове.

Участники дискуссии признали необходимым проведением систематизации отечественного законодательства об инновационной деятельности, которое на сегодня представляет разветвленный массив нормативно-правовых актов разной отраслевой принадлежности с доминированием подзаконного регулирования. Отсутствие системного подхода, низкая эффективность и наличие многих пробелов и противоречий в нем стали и основным правовым основанием для разработки проекта Инновационного кодекса Украины.

На втором этапе внимание авторов проекта Кодекса сосредоточивалось на разработке концептуальных подходов к определению разновидности систематизации инновационного законодательства Украины, основных подходов к ее проведению а также относительно содержания и структуры Инновационного кодекса Украины. С целью достижения системного законодательного обеспечения создания и эффективного функционирования национальной инновационной системы было избрано за руководящий межотраслевой вид кодификации. Соответственно построена и структура отмеченного проекта законодательного акта, который состоит из 8 разделов и охватывает такие вопросы, как общие положения относительно понятия и структуры национальной инновационной системы, общие принципы ее государственного регулирования правовые принципы организации и осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности, субъекты инновационной деятельности и участники инновационных отношений, объекты инновационных отношений, хозяйственные обязательства инновационного типа договоры инновационного типа, специальные режимы инновационной деятельности.

При разработке проекта Кодекса использовались результаты научных исследований сотрудников кафедры хозяйственного права Национального университета “Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого”, в частности, докторской диссертации Ю. Атаманової “Проблемы системного хозяйственно-правового регулирования отношений в инновационной сфере”, кандидатской диссертации О. Давидюка “Технология как объект хозяйственно-правового регулирования” и других.

Результаты проведения систематизации и разработанный за ее последствиями проект Инновационного кодекса Украины и были презентованы на конференции участниками рабочей группы какие выступили с докладами относительно предложенных ими правовых механизмов и средств регулирования отношений в инновационной сфере. Открыл пленарное заседание выступлением на тему “Проект Инновационного кодекса Украины и проблемы развития правового регулирования инновационной деятельности” вице-президент – руководитель Киевского регионального центра Национальной академии правовых наук Украины академик НАПрН Украины В. Тихий. В своем докладе он осветил основные недостатки системы государственного управления инновационными процессами законодательного и финансового обеспечения реализации инновационных проектов в Украине и в целом поддержал идею систематизации инновационного законодательства путем разработки и принятия Инновационного кодекса Украины.

Продолжила тему директор НИИ интеллектуальной собственности НАПрН Украины, член-корреспондент НАПрН Украины О. Орлюк, выступив с докладом “Повышения уровня правового регулирования инновационной деятельности в Украине как один из базовых шагов на пути евроинтеграции”. Она поддержала идею относительно принятия Инновационного кодекса как базового документа, что регулирует инновационную сферу, и отметила необходимость согласования отдельных положений проекта Инновационного кодекса с действующим и перспективным европейским законодательством.

В свою очередь Д. Задихайло (тема выступления “Кодификация инновационного законодательства в контексте заданий экономической политики государства”) обратил внимание то что систематизация законодательства в инновационной сфере актуалізуєтьсия низким уровнем базового сырьевого нормативно-правового материала и чрезвычайной общественной затребуваністю повышения уровня законодательного обеспечения этой деятельности какую целесообразно проводить вместе с его модернизацией с целью обеспечения системности и эффективности инновационных процессов в украинской экономике.

Ю. Атаманова остановилась на основных подходах и концептуальных положениях проекта Инновационного кодекса. Шла речь, в частности о правовом обеспечении создания и эффективном функционировании национальной инновационной системы; ввод правовых   механизмов  государственно-частного партнерства в инновационной сфере; признание исключительных прав на инновационные объекты как сложные результаты интеллектуальной деятельности за их разработчиками и создания правовых принципов для активизации их обороту в Україне.

Выступление другого участника конференции О. Давидюка касалось положений проекта Кодекса относительно определения объектов инновационных отношений, к которым отнесена инновационная разработка и инновационный продукт, их соотношение с объектами права интеллектуальной собственности какие представляют основу инновационных объектов, сложу и места технологии как сложного синтезированного объекта права интеллектуальной собственности.

Об особенностях хозяйственных обязательств относительно инновационных объектов и правовых механизмах, предложенных для формирования инновационного рынка, заложенные в проекте Кодекса, говорил В. Уркевич, приведя при этом примеры практических проблем в агропромышленном комплексе какие возникают в связи с неурегулированностью этих вопросов в действующем законодательстве Украины.

Особенное внимание в ходе конференции было уделено вопросам государственного регулирования инновационной деятельности и изобретения правовых средств ее активизации. В частности, К. Ефремова высветила правовой механизм формирования и реализации государственной инновационной политики. А Р. Бойчук, в свою очередь, рассмотрел проблему правовой защиты научно-технического приобретения государства, что вызывало оживленный интерес у участников собрания.

В завершение дискуссии участникам конференции было предложено предоставить собственные предложения, которые будут учтены в дальнейшей работе над проектом Инновационного кодекса Украины.


Максим Ільлюк

ЮВУ №28 от 16-22 июля 2011р.

08.10.11



Джерело (Конcалтинговая компания «Гал-Экспо-Центр»)